Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Доступ для подписчиков

О неотложных изменениях в подготовке менеджеров и инженеров для новой энергетики

Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников

Аннотация


В статье изложены результаты исследования, доказывающие отсутствие компетенций высококвалифицированных кадров для модернизации отрасли на основе прогрессивных научно-технических достижений с целью создания электроэнергетики нового типа и перехода к углеродно-нейтральному производству. Показано, что решение данной проблемы требует пересмотра парадигмы профессионального образования в части: 1) усиления междисциплинарности — развития технико-экономического мышления и соответствующих компетенций; 2) повышения роли фундаментальных знаний, необходимых в инновационной деятельности при принятии решений в условиях повышенных рисков и неопределённости; 3) организации опережающего обучения, существенно активизирующего инновационный процесс. Приведено сравнение эмпирических данных по результатам экспертных оценок, полученных авторами в период с 2013 по 2023 годы, которые демонстрируют значительные изменения в понимании актуальности задач в работе специалистов, появление у них новых видов деятельности, обусловливающих соответствующие методы и содержание обучения. В разделе «Дискуссия» внимание привлечено к обсуждению вопросов возрождения в вузах инженерно-экономических факультетов (кафедр), организации подготовки студентов на базе специалитета с повышением значимости практики и магистратуры с усиленным проектно-исследовательским компонентом, решения проблемы дефицита квалифицированных преподавателей.

Ключевые слова


новая энергетика, подготовка менеджеров и инженеров, технологический прорыв, модернизация, технико-экономическое мышление, опережающее обучение, энергетический переход, компетенции, междисциплинарность

Полный текст:

PDF

Литература


Гительман Л. Д., Кожевников М. В. Парадигма управленческого образования для технологического прорыва в экономике // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 2. С. 433 – 449.

Кожевников М. В. Теория и методология формирования наукоемкого сервиса в электроэнергетике: автореф. дисс. докт. экон. наук. — Екатеринбург, 2022. — 46 с.

Accenture. Circular Advantage: Innovative Business Models and Technologies to Create Value in a World without Limits to Growth. [Электронный ресурс] https:// bit.ly/48ES7HF.

Шматко Н. А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С. 32 – 47.

Москвин К. В. Решение задачи по обучению и подготовке специалистов по сервисному обслуживанию и ремонту — гарантия надежности и эффективности работы основного оборудования ТЭС // Энергетик. 2022. № 9. С. 3 – 4.

Воротницкий В. Э. Решение проблем электроэнергетики России должно быть системным, квалифицированным и клиенториентированным // Энергетик. 2018. № 6. С. 14 – 21.

Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Технико-экономические компетенции как основа эффективного менеджмента в электроэнергетике // Энергорынок. 2010. № 12. С. 23 – 30.

Трунин Е. С., Николаев В. В. Энергоремонт. Вчера — сегодня — завтра // Энергетик. 2019. № 9. С. 26 – 28.

Santandreu-Mascarell C., Canуs-Darуs L., Pons-Morera C. Competencies and skills for future Industrial Engineers defined in Spanish degrees. Journal of Industrial Engineering and Management, 2011. Vol. 4. No. 1. P. 13 – 30. [Электронный ресурс] https://riunet.upv.es/bitstream/handle/ 10251/28361/JIEM-Cristina-Lourdes-Carlos.pdf ?sequence=1.

Chryssolouris G., Mavrikios D., Mourtzis D. Manufacturing Systems: Skills & Competencies for the Future // Procedia CIRP. 2013. Vol. 7. P. 17 – 24.

Global Energy Transformation. A roadmap to 2050. IRENA, 2018. [Электронный ресурс] https://www.irena.org/-/media/ Files/IRENA/Agency/Publication/2018/ Apr/IRENA_Report_GET_2018.pdf.

Theme report on energy transition. Towards the achievement of SDG 7 and net-zero emissions. United Nations, 2021. [Электронный ресурс] https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2021-twg_2-062321.pdf.

Perspectives for the Energy Transition. Investment Needs for a Low-Carbon Energy System. OECD / IEA, IRENA, 2017. [Электронный ресурс] https://www.irena.org/ -/media/Files/IRENA/Agency/Publication/ 2017/Mar/Perspectives_for_the_Energy_ Transition 2017.pdf.

Гительман Л. Д. Опережающее управленческое образование для технологического прорыва / Л. Д. Гительман, А. П. Исаев, М. В. Кожевников, Т. Б. Гаврилова // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022. Т. 13. № 4. С. 290 – 303.

Макаров А. Ю., Макаров А. А. Цифровая экономика. Технологии меняют менеджмент. Практика внедрения и результаты. — М.: СОЛОН-Пресс, 2021. — 160 с.

Kodama F. Learning Mode and Strategic Concept for the 4th Industrial Revolution // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2018. No. 4. P. 32.

Carr G., Loucks D. P., Blцschl G. Gaining insight into interdisciplinary research and education programmes: A framework for evaluation // Research Policy. 2018. Vol. 47. P. 35 – 48.

Гительман Л. Д. Междисциплинарные компетенции менеджеров для технологического прорыва / Л. Д. Гительман, А. П. Исаев, М. В. Кожевников, Т. Б. Гаврилова // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022. Т 13. № 3. С. 182–198.

Бартоломей П. И. Высшее энергетическое образование в России должно обеспечивать научно-технический прогресс // Электрические станции. 2016. № 3. С. 51 – 56.

Кадровый вопрос: энергетике не хватает универсальных специалистов. [Электронный ресурс] https://m.realnoevremya.ru/articles/143237–energetike-ne- hvataet-universalnyh-specialistov.

Литвинцева Г. П., Низовкина Н. Г., Гахова Н. А. Подготовка инженерно-технических кадров с учетом достижений современной экономической науки // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 101 – 123.

Бондаренко А. Проблемы кадрового обеспечения отраслей ТЭК. [Электронный ресурс] https://energypolicy.ru/ problemy-kadrovogo-obespecheniya-ot- raslej-tek/neft/2022/15/14/.

В России создадут 30 инженерных школ для решения проблемы дефицита кадров. [Электронный ресурс] https:// 3dnews.ru/1063908/kadroviy-defitsit-v- rossii-oslabyat-30-ingenernih-shkol.

Matzembacher D. E., Gonzales R. L. Nascimento L. F. M. From informing to practicing: Students’ engagement through practice-based learning methodology and community services // The International Journal of Management Education. 2019. 17(2). P. 191 – 200.

Abdurrahman A. Impacts of integrating engineering design process into STEM makerspace on renewable energy unit to foster students’ system thinking skills / A. Abdurrahman, H. Maulina, N. Nurulsari, I. Sukamto, A. N. Umam, K. M. Mulyana // Heliyon. 2023. No. 9(4). Paper e15100.

Hasanah U. Key Definitions of STEM Education: Literature Review // Interdisciplinary Journal of Environmental and Science Education. 2020. No. 16(3). Paper e2217.

Вивчар А. Н. Инновационная деятельность ПАО «Мосэнерго» / А. Н. Вивчар, А. В. Охлопков, К. С. Никишов, О. Ю. Сигитов // Электрические станции. 2022. № 9. С. 11 – 15.

Ростик Г. В. Проблемы актуализации ремонтной документации и обучения персонала, занятого ТОиР турбогенераторов в электроэнергетике // Энергетик. 2022. № 9. С. 4 – 9.

Брусницын А. Н., Осика Л. К. Организация сервисного обслуживания мощных газотурбинных установок в условиях России // Энергетик. 2017. № 10. С. 18 – 23.




DOI: http://dx.doi.org/10.34831/EP.2023.95.12.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© 1998 – 2023 НТФ «Энергопрогресс»


Адрес редакции:
129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 8
Телефон: +7 495 234-74-21
E-mail: energetick@mail.ru, energetik@energy-journals.ru

 

Наши партнеры

                

Выставки: